Русская Правда

Информационно-аналитическое издание наследников Ярослава Мудрого

Русская Правда: аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

"Кто не верит, тот вата". Украинцам приказано быть оптимистами Истоки и смысл американской агрессии Сенат США взял курс на свержение Трампа Политическое Обозрение - Новости за 23 августа 2017 (7525)
Новости Сегодня
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Как символический образ русской печки отразился в пословицах и поговорках?

Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».

Да и вообще в фольклоре она появляется очень часто, особенно в самой краткой, афористичной его форме – пословицах и поговорках. Например, в календарной теме: в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. Но если названное выражение прозрачно по значению, то были и другие, более замысловатые: в Рождество на крылечке, на Пасху у печки. Связано это с тем, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, Пасха же предполагает пир, обильное застолье дома.

Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей, т.е. социума. В частности, такое:
- печке скажешь – стена поймет;
- две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет;
- человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь.

Кстати, про опытного человека так и говорили: он из семи печей хлебы едал.

Бытовало правило: не обижать запечных существ, потому что там живет домовой и может представать в их обличии. Вот потому-то и была придумана поговорка: за печкой-то и таракан хозяином живет (вариант: друг ты мой сердечный, таракан запечный).

О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почета детей и внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили, что на печке и дед – герой.

Того, кто оказался несчастливым в браке, характеризовали так: «До тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после – и печь не греет». А невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: бабья дорога – от печи до порога. А еще посмеивались: баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (со страху).

Почему-то о падении с печи в народных выражениях упоминается частенько:

  • постился, постился – обессилел, да и с печки скатился (о человеке, который переборщил с этим, доводя себя до самоистязания, и был согнан с почетного места);
  • врал – черт с печки упал (о заядлом лгуне);
  • в кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб (о хвастуне, который взялся за дело, но не смог его хорошо выполнить).

Очень колоритно звучит выражение о никчемном человеке: сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке.
О слабом и безвольном отзывались: всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит.
Над взявшимся не за свое дело, подшучивали: Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
А молодежь наставляли: хочешь есть калачи – не сиди на печи (или так: Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи).

Просмотров: 1416
Рекомендуем почитать


Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Уход Радомира или как на самом деле был казнен Иисус? Разгром «дикой дивизии горцев» на Украине или за что батька Махно кавказцев резал Почему я выбросил свою последнюю сим-карту С уроков секспросвета в Европе детей увозят на «скорой» Вся правда о крещенской воде Негативное влияние телевизора на человека