Русская Правда

Русская Правда - русские новости оперативно и ежедневно!

Аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

Украина занялась «решением» русского вопроса В одном шаге до начала мировой торговой войны «На Украине идет грызня — за власть, за импичмент, за устранение Порошенко» Украина избавляется от тела Порошенко
Русские Новости
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Не понимаете, почему фашизм возвращается? Смотрите «Обыкновенный фашизм»

День начала Великой Отечественной войны 22 июня навсегда стал для России Днём памяти и скорби. В 2016 году исполняется 75 лет с момента начала Войны, в которой СССР победил фашизм. Но, к сожалению, не уничтожил его до конца, и сегодня повсюду в мире фашизм поднимает голову. Об этом красноречиво говорят эсэсовские марши на Украине, преступление в одесском Доме профсоюзов, снос памятников советским солдатам в Прибалтике, возрождение культа личности Гитлера…

Стоит помнить, что фашизм не умер и не уйдёт просто так. Он живёт за стенами отдельных организаций, но всё чаще и всё настойчивее пробивает себе путь наверх. Ещё в 1963 году о признаках начинающейся реставрации фашизма заговорил режиссёр Михаил Ромм. ИА REGNUMпредставляет вниманию читателей серию материалов, посвящённых его документальному фильму «Обыкновенный фашизм».

Перед нами классическая документальная картина, но, как иногда оказывается с классикой, — на неё приходится посмотреть новым взглядом… Собственно говоря, актуальность фильма не только не уменьшилась, но в некотором роде наоборот выросла с 1965 года. Неофашизм, реваншизм, империализм… Снос памятников и вообще «право на память» и истолкование истории… Никто не настаивает на именно этих словах, но «международная обстановка» достаточно ясно говорит о том, что нынешний мир куда как менее стабилен в чём-то, чем биполярный мир 1965 года… Из которого нынешняя реальность выглядела бы совершенно сюрреалистически.

Картина, кроме всего прочего, — выдающийся образец кинематографического мышления того времени (опирающегося на «русский монтаж», «киноглаз» и другие открытия раннего советского кино). С одной стороны перед нами документ, но он так обработан в публицистическом порыве, что приближается к личному высказыванию… В ход идёт музыка, контрастные монтажные переходы, стоп-кадры, архивы и скрытая камера, комментарий от автора… Интересно, что уже в период создания многие увидели в картине чуть ли не тайную парадоксальную критику и на «советский строй», по крайней мере, такие мысли возникали… И об этом тоже стоит подумать. С этой точки зрения сейчас, много лет спустя после крушения Советского Союза — картина не лишённая дидактизма и публицистического пафоса смотрится часто как трагикомедия. Множество тонких моментов вынуждают нас задумываться о мучительной парадоксальности истории. Не всегда это просто. Скажем, в фильме есть фрагмент, где рассказывают про антифашистов «другой Германии», на месте их казни на них висят таблички «предатель народа» (здесь просилось бы куда как более известное «враг народа» — но слово это, пусть и пришедшее из античности, в 65 году уже вызывало лёгкий привкус вины, и, чтобы не усугублять, редакторы нашли синоним)…

В наши дни вполне можно представить себе рекламу компьютерной игры про войну, очередной «гламурный» фильм про войну etc. Никто не воспринимает это всерьёз, разве что кто-то, переживший блокаду, войну, или хотя бы близко знавший того, кто это пережил. Для большинства остальных это будет воскресное «страшное» кино в перерывах между прогулками на пляж или в кулинарию…

Одной из главных загадок оказывается привлекательность «фашизма» (кавычки здесь только потому что слишком многое увы стало так называться — зачастую оппоненты с лёгкостью обмениваются этими ярлыками). Почему человек заново возвращается к жажде уничтожать себе подобных, к Пресловутой «воле к мощи», «власти», а зачастую «насилию»… В прошлом веке выдающиеся и не очень гуманитарии пытались ответить на этот вопрос — от марксистов и фрейдистов до пастырей и экзистенциалистов… Ответы не сильно улучшили дело.

Можем ли мы вообще осознать «катастрофы», «трагедии» (да и если быть честным — то часто и вообще историю с её сомнительной логикой)? В самом фильме эта логика есть. Он построен по главам, где всё раскладывается «по полочкам». Политические акценты расставлены. Иногда здесь высмеивается буржуазный образ жизни с его «бодибилдингом» и «танцами» (и авангардным искусством),иногда…

Действительно ли это «общество потребления» и есть среда для зарождения фашизма?

Фильм вынуждает нас задаваться предельными вопросами — например, о боге… Есть ли он? «Чей он» (не сложно вспомнить историю близости зачастую церкви и политики, или «наказания за отступничество») и почему так прихотлив его замысел в его лучшем из миров? А если бога нет, то что есть на его месте — «класс», «коммунизм», «революция», «прогресс», «демократия», «права человека», «наука»…Кто ещё верит в эти слова? А в какие нужно верить в этом сезоне?

Этот фильм даёт возможность задуматься о том, что отличает правду от пропаганды — если от знания этого станет кому-то легче. Ещё не факт, что «правда» вообще существует вне идеологии — политической, религиозной, «коммерческой»…

А если и существует, то что от знания её станет легче.

Дмитрий Тёткин

Просмотров: 872
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Чем полезна красная свекла Кодекс космических законов белых цивилизаций Много ли мы знаем об истории Сибири? Покровитель Славянских воинов Бог Перун и знак Перуна Как генерал Ермолов отучил чеченцев красть людей Сода, горчица, уксус - натуральные моющие средства