Русская Правда

Русская Правда - русские новости оперативно и ежедневно!

Аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

В одном шаге до начала мировой торговой войны ВМС США подбираются к Крыму на пушечный выстрел Советник Трампа рассказал о катастрофе Украины и признании Крыма Что стоит за фасадом покращень Гройсмана?
Русские Новости
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Новый русский

Прозвучавшее во вторник президентское послание Федеральному собранию было примечательно, помимо прочего, одним важным обстоятельством. Словосочетание «Русский мир» из чего-то неопределенного, культурно-философского впервые преобразовалось в политическую задачу. И это может самым серьезным образом переменить и дух, и направленность российской политики – как внешней, так и внутренней.

Что такое Русский мир?

Понятие не новое. Его основоположником считается граф Уваров (тот самый министр народного просвещения и президент Академии наук при Николае I, с легкой руки которого вошла в обиход формула «самодержавие, православие, народность»). А первое употребление относится аж к XI веку!

Понятие совсем не научное. Его по-разному трактовали мыслители и писатели прошлого и позапрошлого веков. В наше время строгую формулу пытались найти этнолог Валерий Тишков, философ Вадим Цымбурский, «методолог» Петр Щедровицкий, патриарх Русской православной церкви Кирилл... Но объект ускользает.

«Кто есть русский?» – спрашивал у слушателей Московской школы политических исследований выдающийся политический мыслитель Алексей Салмин. Понятно, что живущий в России русскоязычный и происходящий от русских предков. Но только ли? А потомки всевозможных немцев, шведов, евреев, армян и проч., говорящие только по-русски и включенные в русскую культуру? А коренные народы России – от карел до чукчей и от ненцев до осетин, для которых русский язык и русская культура свои не меньше, чем собственно карельские, чукотские, осетинские и так далее? А переехавшие в Россию и ставшие ее гражданами кореец, американец, африканец? А потомки русских эмигрантов, подчас никогда не бывавшие в России, но говорящие по-русски и ощущающие свою принадлежность к нашей стране? А чистокровный француз, принявший православие и ставший священником Русской православной церкви?..

Примеров таких много. И они доказывают, что Русский мир шире русского этноса. Русский мир – это общность, основанная на единстве языка, культуры, истории. В традиционном понимании в список признаков отдельно включалась религия – но в наш постмодернистский век слишком мало тех, кто воспринимает религию всерьез.

Русский мир – это не только Россия, но и соседние восточнославянские государства, которые совсем недавно стали жить отдельно. И русские (русскоязычные, русскокультурные) меньшинства в бывших союзных республиках. И диаспоры, разбросанные по всему миру – причем не только потомки русских, но и прихожане православной церкви, и многие представители других выходцев, выросшие в СССР.

Русский мир существует (как и британский, испанский, арабский), но до сих пор он не был фактором политики. Впрочем, не совсем так – был, но в отрицательном смысле. Не везде – на Украине.

Русский мир и Украина

Опорной плоскостью Русского мира всегда был союз трех родственных народов – русских, белорусов и украинцев. В 1991 году каждый из них получил свое отдельное государство. При этом Белоруссия (не говоря уж о России) частью Русского мира быть не перестала. Русский язык там имеет статус государственного, исторические мифы и культурные коды практически не отличаются от наших, граница с Россией открыта – и даже некая специфическая форма политического единства (Союзное государство) имеется. Что, кстати, совсем не мешает Белоруссии сохранять суверенитет и временами довольно жестко оппонировать «старшей сестре».

С Украиной все вышло иначе. После распада СССР политическая элита нового государства (с подачи западных советчиков) начала строить государственность на основе отталкивания от России. Идея не новая, ее пытались продвигать аж с XVIII века. Но ни гетману Мазепе, ни профессору Грушевскому, ни наркомпросу Скрыпнику, ни Симону Петлюре, ни Степану Бандере не удалось отменить реальность. Которая заключалась в том, что Украина была неотъемлемой и важной частью Русского мира.

Исключение составляла Галиция (в прошлом – Червоная Русь), до 1939 года отрезанная от остальной Украины на протяжении пяти столетий. А с начала XVII века отрезанная не только в политическом, но и в культурно-религиозном отношении: Брестская церковная уния исключила Галицию из православия.

В остальном же Украина оставалась русской – в том числе по языку. Граница между украинцами и русскими всегда была условной. Поясним на примере семьи автора этих строк. Отец – украинец, мать – русская. Дети родились и выросли на Донбассе, украинским владеют, но практически не пользуются. Дочь по документам – украинка, сын – русский. И это весьма распространенный пример.

Однако новая независимая элита решила пренебречь реальностью. В течение 23 лет происходило настойчивое вытеснение русского языка – в частности, число русских школ сократилось в разы. Активно навязывался новый исторический миф, согласно которому Украина всегда была «Не-Россией», а русские ее оккупировали и угнетали. В расколе Русского мира активное участие приняли церковные деятели. «Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости», – заявляет глава самопровозглашенного Киевского патриархата Филарет (Денисенко)...

Для того же, чтобы разрыв с Русским миром был благожелательно воспринят образованным классом, его припудрили «европейским выбором». Мол, если Украина – не Россия, то тогда она Европа. Многие поверили.

В результате возникла национальная шизофрения, вырвавшаяся наружу зимой 2013–2014 годов. Когда русофобия приняла агрессивные и жесткие формы, и страна оказалась на пороге новой Руины. Украинский кризис стал самым серьезным вызовом для Русского мира после революции 1917 года. И это поставило перед Россией ряд серьезных вопросов.

Русский мир и Россия

После крушения СССР Россия не очень качественно выполняла «опорно-двигательную» функцию Русского мира. В 90-х у нее для этого не было ни желания, ни сил; в «нулевых» желание возникло, но сил еще не хватало; в начале 10-х уже было и то, и другое, но нужен был первотолчок. Таковым и стал украинский кризис.

Воссоединение Крыма с Россией и «крымская» речь Владимира Путина показывают, что ситуация осознана. Если Россия не сможет стать надежной опорой Русского мира, то не будет ни Русского мира, ни России. И это уже не философские абстракции, а вполне реальная политическая практика.

То, что Россия поддержала крымчан и взяла их под защиту, не поддавшись ни на какое давление, означает, что вызов осознан. Но Крым и Севастополь – это только первый шаг, и полноценное включение их в правовое и экономическое пространство Российской Федерации (отнюдь не простое, прямо скажем, дело) есть не самая сложная из задач, возникающих перед Россией.

Первый круг проблем – глобальный. Реакция ведущих игроков мировой политики, которую трудно назвать иначе, чем истерической, показывает, что к такому повороту событий они совсем не были готовы. И потому не расположены (пока?) искать общий язык, надеясь, что сейчас Россия испугается – и все станет как было. Чтобы убедить их в обратном, потребуется и упрямство, и гибкость. На таком уровне нервные срывы бывают чреваты глобальным катастрофами.

Второй круг – ближнее зарубежье. Украина – в первую очередь. России необходимо погасить пожар разгорающейся смуты и не допустить новой Руины. При этом ее приоритет – защита русских на Украине. МИД РФ предложил западным спонсорам Майдана вполне разумный и компромиссный вариант: созыв Конституционного собрания, придание русскому языку статуса государственного, федеративное устройство и внеблоковый статус. Однако велики ли шансы на его принятие?

В Брюсселе и Вашингтоне – ступор и паника. В Киеве – Майдан и невменяемость. В русских регионах Украины – нарастание внутреннего конфликта, переходящего в массовые беспорядки с человеческими жертвами... Это значит, что Россия может оказаться вынужденной применять силовые меры, что всегда рискованно.

И третий – возможно, самый важный – круг: внутренний. Позиционирование страны в качестве основы Русского мира требует изменения национальной политики страны. Россия не может и не должна отказываться от своей многонациональности, это противоречило бы всему ее историческому опыту. Но она должна и может остановить дерусификацию. Растущий приток «гостей с юга», не желающих встраиваться в культурную среду и создающих множество проблем криминального, социального, экономического характера – это тоже вызов. Надо понять, что русские этнонационалисты, желающие свести великую империю к мононациональному изолированному княжеству, имеют для своей агитации реальные основания. И благие рассуждения о дружбе народов никак не решат проблему. Чтобы защищать Русский мир, Россия сама должна оставаться русской.

И все это теперь, после самой главной политической речи Путина, становится вопросами актуальной повестки дня.

Юрий Гиренко

Просмотров: 1292
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Колесу 300 000 000 лет? Лики "Русских Богов" в Америке Карты Великой Тартарии Ремезовская летопись Что мы знаем о сарматских женщинах? Почему Ваську-кота зовут Васькой?