Русская Правда

Русская Правда - русские новости оперативно и ежедневно!

Аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

Stratfor прогнозирует усиление России и дальнейший раскол на Западе Трампа хотят остановить: Импичмент, бунт выборщиков или убийство на инаугурации? Ахиллесова пята России «Свидомые» зовут на помощь Фредди Крюгера
Русские Новости
Новости Партнеров
Новости Партнеров

О правильном общении с русскими солдатами, чтобы хорошо с ними ладить

“О правильном общении с русскими солдатами, чтобы хорошо с ними ладить "

С.Н. Искюль

"Русские обладают многими духовными дарованиями, и если нация еще доныне не вполне проявила себя в том, что доставило бы ей блестящее имя в области искусств и науки, то это потому, что она еще не имела случая развить и целесообразно совершенствовать свои духовные силы. "
Прусская книжка-руководство по обращению с русскими солдатами (1813г)

Выходная продукция

Освободительное движение
Выпуск №16

С. Н. Искюль НЕМЕЦКИЕ БРОШЮРЫ 1813 г. О РУССКОМ СОЛДАТЕ

Интерес к свидетельствам иностранных публицистов о России и русском обществе объединяет исследователей различных направлений. Эти свидетельства, ценные уже сами по себе, позволяют полнее представить картину внутренней жизни России, как отражение впечатлений, вынесенных тем или иным иностранцем.

Специалистам хорошо известно, что публицистические произведения иностранных авторов, в которых выражены симпатии к России и русскому народу или в которых, по крайней мере, ощутимо стремление к объективности в изложении и оценках, – не столь частое явление в широком потоке публицистики, порожденной неосведомленностью, предвзятостью суждений и откровенной враждебностью. То обстоятельство, что ниже публикуемый источник – памятник совместной борьбы двух народов против общего врага в 1813 г. – представляет собой библиографически редкое издание, к которому еще не обращались исследователи, и побудило подготовить данную публикацию – первое издание на русском языке.

Эта брошюра была обнаружена при описании Вестфальского архива[1] – большого комплекса документов, относящихся к истории Вестфальского королевства[2]. Она была найдена среди материалов вестфальской верховной (тайной) полиции, именно той части их, которая в 1813 г. предназначалась французами к уничтожению, и только быстрые действия русского летучего отряда под командованием генерала А. И. Чернышева спасли эти, в значительной части своей секретные полицейские материалы[3].

Вестфальское королевство, самое крупное королевство Французской империи в Германии, было создано из прусских земель и земель вассалов Пруссии, отошедших императору Наполеону по Тильзитскому миру. Учрежденное в 1807 г. Вестфальское королевство просуществовало до 1813 г. включительно. По справедливому мнению историков, оно представляло собой своего рода “модельное государство”, на которое (по мысли Наполеона) должна было ориентироваться остальная Германия[4]. С этой целью на немецкую землю были привнесены многие французские институты – ликвидация крепостной зависимости, введение представительного правления, равенства перед законом, кодекса Наполеона и пр., – что само по себе имело прогрессивное значение, несмотря на то, что с приходом реставрации после Венского конгресса большинство из этих нововведений было уничтожено. Государства западной и южной Германии, в том числе только что возникшая Вестфалия, находились на более высокой ступени развития, чем австрийская или прусская монархии, стремившиеся их поглотить. Сам ход исторического развития этих областей, давние тесные связи с Францией, а также непосредственное французское влияние в годы великой революции конца XVIII в. сделали почву этой части Германии восприимчивой к новым прогрессивным веяниям. Как и многие другие государства Германии, Вестфалия, естественно, являлась членом Рейнской конфедерации, находившейся под покровительством императора французов, и была в союзных отношениях с Францией. Это находило отражение в деятельности вестфальских властей и, в частности, полиции, которую считали одной из самых ретивых и даже жестоких в то время[5].

Документы вестфальской полиции, сопровождающие интересующую нас брошюру, позволяют выяснить следующее. Между 17 и 22 марта 1813 г. генеральный инспектор полиции Вестфалии граф де Бонгар получил из г. Хальберштадта донесение от своего подчиненного – генерального комиссара полиции Муазэ. В нем говорилось: “Имею честь послать вашему пр-ву две прилагаемые при сем брошюры (из коих брошюра большого формата была напечатана в Лейпциге, малого – в Берлине), каковых 30 экземпляров малого и 10 – большого формата были адресованы из Лейпцига г-ну Бассе, книгопродавцу в Кведлинбурге...”. Далее Муазэ сообщал, что в ожидании приказов Бонгара конфисковал все эти брошюры и “предписал спросить этого Бассе, уверен ли тот в самом деле, что получил эти брошюры из Лейпцига и от кого они”[6].

К рапорту Муазэ действительно приложена брошюра, к сожалению, одна, а не две. Судя по тому, что она свободно умещается на ладони, можно предположить, что исчезла именно брошюра большого формата. Размеры имеющейся брошюры: 8 х 12,5 см, объем – 24 страницы.

Конфискованная брошюра носит название: “О правильном общении с русскими солдатами, чтобы хорошо с ними ладить и избежать всяческих неприятностей и эксцессов (Uber die rechte Bechandlung der Russischen Soldaten um mit gut auszukommen und alle Unannehmlichkeiten litair in Allgemeinen. Ein nothwendiges Hulfsbuch fut des Burger und Landmann. Preis 2 Gr. 1813)”[7]. Как название, так и само содержание брошюры объясняют, почему полиция на первых порах задержала ее продажу в книжных лавках Вестфалии. При чтении первых же страниц становится ясным, что автор с явной симпатией относится к русским. Это и привлекло внимание агентов тайной полиции, так как русские войска уже находились на территории Германии.

Ознакомившись с рапортом Муазэ, гр. де Бонгар ответил в письме от 22 марта, что он находит, что “обе брошюры имели ту же цель, что и все другие сочинения такого рода, коими наводняют Германию”[8]. Начальник полиции одобрил конфискацию брошюр, несмотря на то, что ранее в письме от 14 февраля к Муазэ он выразился в том смысле, что запрет, наложенный на брошюры, “может придать им большую ценность и убедить публику в том, что правительство боится русских”[9].

Анализ конфискованной брошюры, естественно, предполагал тщательное уточнение неясностей, связанных с происхождением данной брошюры, и попытку установления авторства. Предположение о том, что перед нами единственный экземпляр, уникальное издание, требовало проверки.

Поскольку брошюра хранится в архивном фонде Рукописного отдела РНБ, она могла быть учтена в известном каталоге Россики РНБ, составленном директором Пбличной библиотеки Модестом Андреевичем Корфом. Поскольку автор брошюры не был известен, то приходилось искать по названию, в том числе и по возможным вариантам. Это дало свои результаты: было обнаружено издание под названием “О русских солдатах” (“Uber die russischen Soldaten”), опубликованное в Лейпциге в 1813 г. Его автором значился некий Бергк[10].

При анализе учтенной М. А. Корфом брошюры оказалось, что ее текст совершенно идентичен тексту брошюры, хранящейся в Вестфальском архиве, но некоторые дополнительные данные позволяли сделать вывод о ее возможном происхождении и распространении.

Несмотря на идентичность основного текста, различия все же имеются – прежде всего в названии. В развернутом виде заглавие брошюры, учтенной М. А. Корфом, выглядит так: “О русских солдатах и о том, что предпринять, чтобы с ними ладить. Новое, снабженное более точным названием издание сочинения об общении с русскими (и т. д.), Лейпциг, в книжном магазине Иоахима” (“Ueber die russischen Soldaten und wie man es anzufangen hat, dass man mit inhen auskommt. Neue, min zweckmassigerem Titel versehene Ausgabe der Schtift der Umgang mit Russen (etc.), Leipzig, in der Joachim’shen Duchandlung”).

Различия имеются также в объеме (15 страниц) и в формате (21,5 х 12).

Кроме того, примечание, помещенное на странице 22 брошюры из Вестфальского архива, в лейпцигском издании помещено сразу после текста и предлагает более широкий выбор православных икон по цене от 4 до 12 грошей. В брошюре из Rossica РНБ отсутствует примечание, помещенное в брошюре из Вестфальского архива на странице 23. Это примечание рекламирует кведлинбургское издание, а в лейпцигском варианте брошюры все рекламы напечатаны на обороте титульного листа либо в конце, после текста.

До ознакомления с брошюрой, учтенной в каталоге собрания Россика РНБ, автор этого сочинения о русских солдатах оставался неизвестным. Хотя в каталоге М. А. Корфа и было указание на авторство брошюры, но только при просмотре экземпляра из Россики стало ясно, что автор был определен Корфом правильно. На внутренней стороне обложки этого экземпляра имеется помета, возможно, рукой самого Корфа: “Согласно библиографическому словарю Кайзера, автора зовут Бергк” (“Nach Kaiser’s Bucherlexikon heisst der Autor Bergk”). Оставалось лишь обратиться к этому лексикону, чтобы все стало на свое место. Книжный словарь Хр.-Г. Кайзера не оставил никаких сомнений относительно авторства обеих брошюр[11].

Об авторе известно совсем немного. Такой подробный справочник, как Allgemeine Deutsche Biographie, сообщает следующие скупые данные: Иоганн-Адам Бергк (1769-1834), частный преподаватель в Лейпциге, был известен как популяризатор философских, правовых, религиозно-философских, этических знаний[12]. Согласно перечню работ Бергка, помещенному в лексиконе Кайзера, оказывается, что брошюра о русских солдатах – это не первый опыт обращения автора к русской теме. В 1807 г. им была напечатана брошюра “О флагелантах. Описание и изображение диковинных русских народностей, которые сейчас воюют против Франции”. Что касается осведомленности И.-А. Бергка о России и русском народе, то это тот случай, когда доброжелательное отношение к другому народу, его обычаям, его истории и искреннее желание быть объективным приносят положительные результаты. Некоторые неточности в терминах, особенно военных, и отдельные противоречивые и наивные суждения нисколько не снижают общего благоприятного впечатления об этом оригинальном сочинении немецкого автора.

Значение брошюры Бергка состоит в том, что она появилась именно тогда, когда русская армия после тяжелой, изнурительной кампании 1812 г.[13] подошла к западным границам России, когда на повестку дня перед русским командованием со всей очевидностью встал вопрос об установлении взаимопонимания между русской армией и немецким населением.

В декабре 1812 г. по армии был отдан приказ всем командирам корпусов строжайше следить за тем, “дабы никто из нижних чинов не делал жителям ни малейших обид...”. “Грабительства и обиды” карались смертью, а полковые командиры предавались военному суду[14]. Для широкого ознакомления приказ был опубликован в журнале “Сын отечества”[15]. Агитационно-пропагандистский центр русской армии – походная типография при штабе М. И. Кутузова – проводил широкую разъяснительную работу как среди неприятельских войск, так и среди своих собственных. Участие в ней лиц немецкой национальности, а также в совершенстве знающих немецкий язык давало положительные результаты. С вступлением русской армии на прусскую землю, с того момента, как русские солдаты и офицеры соприкоснулись с широкими массами местного населения, недоброжелательство, вызванное участием немецких солдат в составе Большой армии в войне 1812 г., исчезло[16].

Жители Пруссии встречали русских солдат как друзей и освободителей. Многочисленные факты, свидетельствующие о всеобщем энтузиазме, охватившем население германских земель по мере продвижения русских войск на запад, нашли обстоятельное освещение в исторических трудах, посвященных войне 1813 г. Значительно меньше внимания уделялось тому, как с немецкой стороны проявлялось стремление к сближению с русскими, какое влияние на духовную и культурную жизнь Германии оказывали ставшие в то время фактом повседневной жизни русско-немецкие контакты. Самое ожидание близкого прихода русских также, по-видимому, оказывало воздействие на широкие слои германского общества, вызывало желание побольше узнать о России, ее внутренней жизни и культуре[17]. Это желание было естественным и не только в Пруссии, но и в других государствах Германии, где ожидался приход русских войск.

Известно, что для преодоления трудностей в общении между русскими и немцами предприимчивые издатели выпускали различные немецко-русские разговорники, учебники по русскому языку, альбомы, посвященные России. Потребность в такого рода руководствах и пособиях была действительно велика[18]. Антифранцузские памфлеты, списки листовок, издававшихся русским командованием, разного рода летучие листки о победах русской армии – все это распространялось с поразительной быстротой. Публика жадно читала все, что хоть немного могло удовлетворить ее интерес к России, русской истории, обычаям, нравам.

Публикуемая ниже брошюра И.-А. Бергка, которая до настоящего времени ни разу не попадала в поле зрения исследователей, имела наибольшую познавательную значимость, так как, благодаря находчивости изложения, позволяла легко и в короткий срок получить сведения о русских людях, которые не сегодня – завтра могли появиться и о которых читатель имел не совсем ясное представление. Кроме того, цена брошюры по тем временам была невелика – это тоже немаловажный аргумент в пользу ее доступности. По своему содержанию и направленности брошюра как нельзя лучше отвечала задачам установления взаимопонимания между русскими солдатами и немецкими жителями.

Брошюра о русских солдатах публикуется в русском переводе впервые. Автор приносит глубокую благодарность А. Д. Люблинской, А. Н. Цамутали, Р. Ш. Соту, В. А. Сомову за ценные указания при подготовке публикации.

 

“О правильном общении с русскими солдатами, чтобы хорошо с ними ладить и избежать всяческих неприятностей и эксцессов.

Взгляд на русских военных вообще. Необходимая книжка

для горожан и жителей деревни”

“Русский человек – среднего роста, коренастый и обладает скорее ловкостью, чем силой; он может переносить самые суровые морозы и великую жару, бросается из паровой бани в протекающую мимо ледяную воду; однако, кажется, ему недостает сил, чтобы долго выдерживать большие трудности; он быстрее утомляется, чем иные южные нации, и не может поднимать и переносить такие тяжелые грузы, как они. Поэтому в России требуется гораздо больше людей, чтобы передвигать грузы с места на место, чем в других странах. Вместе с тем, история новейших (с. 3) времен показывает, что русские армии часто совершали очень длинные и тяжелые марши, но известно также, что они при подобных обстоятельствах имели много больных.

Русские обладают многими духовными дарованиями, и если нация еще доныне не вполне проявила себя в том, что доставило бы ей блестящее имя в области искусств и науки, то это потому, что она еще не имела случая развить и целесообразно совершенствовать свои духовные силы. В правление нынешнего государя России Александра I они уже достигли значительных успехов в этом, и следует ожидать, что скоро во многих областях учености и искусств у них появятся славные имена. Русский по своей природе человек бойкий, расторопный, энергичный, ловкий, хитрый и пронырливый. Он очень любопытен, легко схватывает и делает быстрые успехи в том, что учит, однако, скоро устает, и не привычен к долгим и непрерывным (с. 4) размышлениям. Он обладает исключительным талантом к подражанию и едва ли не всеми способностями. Он добродушен, услужлив, искренне привязан к тому, кто к нему хорошо относится или оказывает ему благодеяние; он добросердечен, смел и почти не знает трудностей. Поэтому он отваживается на многое, от чего другие отказываются. Спокойно спит он над пропастью, бесстрашно висит на краю крыши и беззаботно качается на самых высоких шпилях. Он знает опасность, но не боится ее; он всегда умеет найти выход из затруднительного положения и с ловкостью и сноровкой владеет своими руками и ногами. Русские питают большую любовь к детям, не устают с ними играть, ласкать и заботиться об этих занятных созданиях. “Было время, – говорит один из новейших путешественников, француз, – и еще не очень далекое, когда русским именем пользовались, чтобы нарисовать ужасную картину; изображали, как русский солдат несет наколотых на своем штыке (с. 5) двух маленьких детей. Я же лично думаю, что ни один солдат в минуту воинственного гнева не позволит себя так легко успокоить, как русский. Если он войдет победителем в мой дом, то для самозащиты я только поднесу ему ребенка, и если он станет тотчас же ласкать это маленькое невинное создание, то значит скоро придет в себя”. Любовь к детям у русских – черта характера, которая коренится так глубоко, что ее нельзя легко погасить.

Так как Россия населена столь многими различными нациями, то можно легко представить, что русская армия состоит из многих наций. Большую часть из них составляют русские, казаки, немцы и поляки, которые также отличаются по своим различным национальным чертам и по своему национальному характеру друг от друга. Характерная черта русской армии – беспрекословное повиновение приказам командиров и такая храбрость, (с. 6) которая не остановится ни перед какой опасностью, ни перед какими трудностями. Русские – это подвижная огненная машина, которую можно уничтожить, но нелегко победить. Им все равно, с какой стороны на них нападают, будь то с тыла, с фронта или с флангов. Они остаются стоять и до приказа командира не отступают. Если при том ими командует рассудительный, отважный, решительный и опытный командир, то они часто одерживают победу. Русские войска воодушевляет христианский фанатизм, и они смело идут на неминуемую гибель. Каждый солдат верит, что от своей смерти он не убежит и, уже если такова судьба, она найдет его повсюду. Эта вера сильно укрепляет его мужество и смелость, с такой русской армией искусный предводитель может свершить почти невозможное.

Русский солдат способен хладнокровно переносить такие тяготы, как нужда (с. 7) и лишения. Он может долго терпеть голод, если только у него нет недостатка в водке. Он варит свои щи, то есть суп из кислой капусты, когда это возможно, и не знает какого-либо определенного времени для еды и питья. На службе он всегда бдителен и спит, если есть время – где и как попало. В сражении он движется только вперед; в отступлении, и особенно в бегстве, он становится очень беспомощным. Как офицеры, так и солдаты храбро сражаются; храбрость есть всеобщий символ веры в русских войсках; трусость они презирают так же сильно, как другие армии – подлость.

Русская армия имеет преимущество в виде очень многочисленной кавалерии, в которой казаки представляют собой легкую кавалерию: они неутомимы и при своем хорошем зрении и слухе умеют ориентироваться в любой местности. В настоящее время во время атак они имеют при себе легкую артиллерию и нередко (с. 8) также спешиваются и сражаются в пешем строю. Русская артиллерия также очень хороша и многочисленна и в сражениях очень метко стреляет. Недавно также очень умножены егерские полки, так что теперь в русской армии необычайно большое количество легких войск и много артиллерии. У пехоты штык излюбленное оружие; в штыковой атаке она действует им быстро, и ее натиск почти невозможно сдержать, ибо никакой огонь не может остановить ее стремительность. Тысячи могут пасть, другие тысячи столь же бесстрашно придут на смену. Приближение русских ощетинившихся штыков всегда вселяет тревогу во врага.

Русская армия была последнее время всегда очень многочисленна; она может быть такой, поскольку в России 45-46 миллионов жителей. В нынешней войне она стала еще больше; это произошло большей частью благодаря рекрутским наборам, частью за счет ополчения. Недавно, в конце (с. 9) 1812 г. Александр опять объявил о новом рекрутском наборе, при котором должны были призываться восемь человек с каждых 500 душ*. В 1810 г. в русских войсках, определенных к полевой службе, было 637 415 человек. Они подразделялись на 25 дивизий; каждая дивизия состоит, как правило, из 3 кавалерийских, 4 пехотных и одного, иногда двух егерских полков, из двух рот конной и 4 рот тяжелой артиллерии (в роте 4 пушки и 2 гаубицы) и из одного, иногда двух казачьих полков; вместе взятые, они составляют не менее 15 000 человек. К этим 25 дивизиям не причисляют ни гарнизонные полки, ни инвалидов, ни иррегулярные войска. Императорская гвардия насчитывала в то время 15 200, а полевые войска (с. 10) 422 882 человека. Численность пехоты составляла 317 360, кавалерии – 57 000, а в артиллерии – 29 522 человека при 1530 орудиях. Иррегулярные войска насчитывают свыше ста тысяч человек, среди них 80 полков донских казаков, каждый из 500 человек, всего – 40 000 человек; 10 полков черноморских казаков – 5 000 человек, 10 полков уральских казаков; 3 полка волжских казаков; 1 полк ставропольских калмыков – 1 000 человек; остальные казаки, калмыки, башкиры, татары и так далее составляли свыше 50 000 человек, численность их в настоящее время возросла еще больше.

К этому большому войску присоединена еще ландмилиция из 661 000 человек, которая была создана по императ. указу от 10 декабря 1806 г. Подразделенная на 7 основных частей, она была распущена после Тильзитского мира 7 июля 1807 г., но тем не менее (с. 11) сохраняется в полном составе и должна быть всегда готова выступить по приказу в поход.

Русский пехотный полк состоит из 2 200 человек, которые распределены по двенадцати ротам и трем батальонам. В каждом полку имеются необходимые для совершения православного богослужения предметы, особенно много икон. Кроме святого Николая, святого заступника, общего для всех русских военных, каждый полк и каждая рота имеет еще и особых святых, в качестве избранных патронов. Каждый батальон состоит из одной штабной роты с 5 офицерами и 2 капитанских рот с 4 офицерами, 1 фельдфебеля 1 капитана, 1 подпрапорщика, 7 унтер-офицеров, 3 барабанщиков, 4 мастеровых, 120 солдат в мирное время с приданием им еще 25 солдат в военное время, 1 цирюльника, 5 извозчиков и 5 или 8 денщиков.

Рота подразделяется на три (с. 12) капральства, которые находятся под особым надзором трех субалтерн-офицеров. Каждое из этих капральств имеет на своем иждивении экономическую организацию под названием “артели”, состоящую из солдат данного капральства. Капральство выдвигает из своей среды солдата, к которому питает особое доверие и поручает ему в заведование кассу, где имеются деньги, внесенные каждым вновь прибывающим рекрутом; она пополняется за счет добровольно установленного удержания из жалования и благодаря экономии провианта. Эта касса имеет целью в соответствующих условиях сообща экономить, а в трудные дни оказывать помощь.

Ради облегчения транспорта на маршах и ввиду их большой продолжительности и длительности хлеб, который получает солдат, нарезается на куски и сушится в печи: тогда его называют сухари. В русской армии не знают (с. 13) полевых пекарен; в лагере на бивуаке русский солдат вырывает в земле яму, кладет туда рогожу, насыпает в нее муку, замешивает с водой, затем протапливает вторую яму, сделанную здесь же, и так печет свой хлеб. Затем он сушит его, чтобы он стал легче и дольше сохранялся. Запас таких сухарей на несколько дней он носит всегда с собой на маршах. Когда он голоден, то отламывает кусок сухаря, обмакивает его в воду, и его трапеза готова; если у русского есть еще немного соли или лука, огурец, квас или стакан водки, то для него это прекрасный обед.

Обязательный срок службы в русской армии составляет 25 лет; раз в 4 года солдат получает шинель, раз в два года – мундир и каждый год пару сапог и две пары башмаков, две рубашки, 1 пару шерстяных чулок и 1 пару полотняных брюк. (с. 14)

Линейная пехота носит зеленый мундир с красным воротом и отворотами на рукавах, застегивающийся на два ряда желтых пуговиц; белые суконные брюки, подшитые черной кожей, доходят до колен и на внешней стороне застегиваются на желтые металлические пуговицы. На голове линейный пехотинец носит кивер, который в гренадерских полках украшен султаном из черного конского волоса, а в мушкетерских полках – лишь пучком шерсти, кожаные сабельные ножны носятся на белой портупее через плечо.

Егери одеты в зеленые мундиры с белым воротом и отворотами на рукавах, также застегивающиеся на два ряда желтых пуговиц.

Кирасиры имеют белые колеты с двумя рядами пуговиц, длинные серые верхние брюки, черные лакированные шлемы с пучком черного конского волоса, белые лакированные ремни патронташа и амуниции. (с. 15)

Драгуны носят зеленые колеты, а гусары одеты в мундиры всех цветов.

Уланы имеют голубые мундиры, серые рейтузы и шапки с четырехугольным верхом и с черным плюмажем, черные ремни, шарфы и эполеты различного цвета.

Субординация в русской армии строгая и наказания суровые. Национальный характер и степень просвещенности русских делают проведение этой строгости и суровости необходимым.

Казаки имеют такое же происхождение и религию, что и русские; они отличаются подвижностью, ловкостью, быстротой, неустрашимостью, а порой и дикостью и называются по своему местопребыванию. Наибольшую часть их составляют донские казаки. Все казаки служат в качестве легкой кавалерии и появляются неведомо откуда, удаляются (с. 16) так же быстро, как и приближаются; особенно опасны они для врага при его отступлении, когда они наседают на него днем и ночью и наносят ему большой ущерб. Они обидно дразнят своего противника и издают во время нападений устрашающий крик. Казаки вооружены длинной пикой, ружьем, парой пистолетов и саблей. Камчей длиною в локоть и толщиною в палец, которую казак держит в руке, он стегает как побежденного врага, так и свою лошадью. Пика имеет на нижнем конце кожаное кольцо, в которое казак продевает правую ногу. Древко пики составляет 10-12 футов, и чтобы оно не качалось, его держат на кожаном ремне на уровне груди пристегнутым за пуговицу. Во время атаки казак снимает пику с ремня и направляет ее вперед вдоль корпуса коня, движение которого (с. 17) усиливает укол пикой. Казацкие лошади могут бежать чрезвычайно быстро, с виду кажутся невзрачными, но они очень выносливы и сильны. Они низкорослы, поджары, с тонкими шеями, узким крупом и очень подвижны. Казацкий конь, всего лишь за 4 минуты одолевающий версту (седьмую часть немецкой мили), все же считается плохим рысаком. Каждый казак имеет два, а то и больше коней при себе и по пути их меняет. Седло сделано целиком из дерева, под которое подложена войлочная попона. Ружье у казаков обычно гладкоствольное; пистолеты он носит за поясом. Когда казаки несутся с вытянутыми перед собой пиками, то уже издали производят такой шум, словно приближается буря с градом.

Кроме того, в русской армии в качестве легкой кавалерии служат также: башкиры, калмыки, татары и киргизы, которые большей частью вооружены луком и стрелами. (с. 18)

Большое число легкой кавалерии, которую Россия выставляет в каждую войну, дает ей большое преимущество перед неприятелем. Поэтому генерал Беннигсен и пишет в своей записке “Мысли о сведениях, необходимых для офицера легкой кавалерии” (Рига, 1794), что превосходство армии в легкой кавалерии дает неисчислимые преимущества. Армия, более слабая в этом отношении, пребывает в постоянном беспокойстве, что утомляет солдат, губит лошадей и в конце концов вносит страх и ужас. Ей недостает сведений о неприятеле; она должна быть гораздо осмотрительнее со своими форпостами из опасения, как бы их не захватили и армия не была застигнута в лагере. Если же, напротив, в армии много легкой конницы, то ее расположение нелегко узнать. Неприятельские генералы не могут со слабым эскортом отдаляться [от своих позиций], не подвергаясь очевидной опасности, а если берут значительный эскорт, то каждая такая рекогносцировка может превратиться для них (с. 19) в сражение, в которое они быстро могут быть вовлечены и потерять много людей. В больших сражениях такая кавалерия делает налеты и решает исход боя.

Казаки разделяются на полки, каждый из которых составляет 500 человек. Командиры их таковы: 1) десятники на 10 человек; 2) пятидесятники на 50; 3) сотники или лейтенанты; 4) старшины на 100 человек или роту; 5) полковники или атаманы на полк. Кроме того, в каждой роте есть хорунжий, который равен по положению знаменосцу, каждый полк имеет есаула, адъютанта или майора, а во главе всего корпуса стоит войсковой атаман, равный по чину генералу.

Русский человек – добродушный; кто принимает его открыто, без боязни и с доверием, того он вовсе не обижает, если не напьется пьяным. Он дружелюбен, и кто однажды приобрел его доверие, того защищает он (с. 20) жизнью своей и кровью. У простого русского человека нет никакого образования, и ничего он не знает о внешней учтивости, зато ничего не знает он и о коварстве и довольствуется тем, что прилично. Он ничего не знает об изысканных блюдах, но любит грубую сытную пищу. Всего лучше для него соленые овощи и свинина, квашеная капуста, картофель, репа, каша, соленые огурцы и печеные сливы, масло, сыр, яйца, молоко и т. д.; во многие блюда он любит добавлять лук и чеснок. Кроме того, к его излюбленным кушаньям относятся хороший ржаной хлеб и суп из рубленой капусты, называемый щи, в который почти всегда кладется хороший кусок свежего, соленого или копченого мяса. Он ест много и отличается этим от южных народов Европы.

Обыкновенное питье русских – квас, имеющий сходство с нашим жидким пивом. Известно, что он большой любитель водки и отдает ей предпочтение перед лучшими винами. Обычно ему наливают водку (с. 21) в пивные кружки, но должно соблюдать при этом осторожность, много не наливать и не напоить его. Пьяный человек перестает быть человеком, и нужно при этом соблюдать меру; хотя русский может выпить значительно больше водки, чем немец, все же плохо, если перейти известные границы.

Простой русский солдат происходит большей частью из крестьянского сословия и ничего не знает о перинах. Он укладывается спать на снопе соломы, на грубых лоскутьях, на скверном матрасе и укрывается шинелью.

Русский ежедневно моется несколько раз и вовсе не враг чистоты. Он любит печное тепло и все же может переносить очень сильный холод.

Простой русский человек – очень религиозен и дома тщательно соблюдает посты, но на войне он не обращает на это внимания, ест и пьет, что придется. Он очень почитает иконы, и каждый солдат носит при себе такой образ, который помещает в своем жилище, (с. 22) в углу с правой стороны от окна. Перед ним он молится утром, вечером и перед едой. Как только русский входит в комнату, он ищет глазами место, где находится икона, чтобы выразить свое благоговение. Поэтому протестанты хорошо делают, когда вешают подобные иконы у себя дома, если к ним приходят русские, ибо в таком случае те будут считать их христианами и относиться к ним, как к таковым**.

Легко увидеть, что все здесь сказанное об еде и питье и о поведении по отношению к русским касается только простых русских людей. Образованные сословия схожи во всех странах, и их нравы и общество почти везде одинаковы.

В русских войсках много немцев, и с ними нужно обращаться как с соотечественниками, а с поляками, которые сражаются вместе с русскими войсками, как с русскими. Если вдобавок знать несколько русских слов, чтобы быть понятым в том, что касается необходимейших потребностей, то можно ничего не опасаться***. Русский человек доверчив, если он не усматривает никакой опасности, и таким образом два народа, никогда друг другу не причинявшие каких-либо несчастий, должны относиться друг к другу по-дружески.

У русского необычайный талант к изучению языков, и ему нужно хоть немного побыть в одном месте, чтобы легко объясняться на иностранном языке.

К своим начальникам простой (с. 23) русский питает глубокое уважение, даже страх и не отваживается противиться их приказам. Он исполняет немедленно, что ему прикажут.

Все же следует сначала вести себя осторожно, однако не слишком сдержанно, и сперва изучить чужеземцев, прежде чем их оценить. На войне требуется умение не выказывать себя каждому, и если также и чужеземец не наносит обид, то ведь нет правила без исключения.


[1] Искюль С. Н. Вестфальский архив в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л. // Археографический ежегодник за 1971 г., М., 1972. С. 284-289.

[2] О королевстве Вестфальском см.: Le Royaume de Westphalle, Jerome Buonaparte, sa cour, ses favoris et ses ministres par un temoin oculaire. Paris, 1820; Ruckblicke auf die Zeit des Westphalischen Konigreichs, besonders auf den Koniglichen Hof zu Kassel und die standischen Versammlungen, in den Jahren 1808 und 1810, von einem daselbst als Mitgleied gegenwartig gewesenen Prussen: “Minerva”, Juli 1826: Goecke R. Konigreich Westfalen. Dusseldorf, 1888; Kleinschmidt A. Geschichte des Konigreich Westfalen. Gotha, 1893; Heitzer H. Insuttectionen zwischen Weser und Elbe. Berlin, 1956; Berding H. Napoleonische Herrschafts- und Gesellschaftspolitik im Konigreich Westfalen 1807-1813. Gottingen, 1973.

[3] Шпехт Ф. А. К. фон. Королевство Вестфальское и разрушение его генерал-адъютантом Чернышевым. СПб., 1852.

[4] Connelly Ow. Napoleon’s satellite kingdoms. N.Y., 1965. P. 184-185; Wohlfeil R. Napoleonische Modellstaaten // Napoleon und die Staatenwelt seiner Zeit. Hrsg. van. W. von Groote. Freiburg im Breisgau, 1969. S. 33-53.

[5] Kircheisen Fr. M. Konig Lustig. Napoleons jungester Bruder. Berlin, 1928. S. 145-150.

[6] Отдел рукописей РНБ. Вестфальский архив. № 7964.

[7] Там же. № 7965.

[8] Там же. № 7966 (отпуск).

[9] Там же. № 7994 (отпуск).

[10] Корф М. А. Biblioteque imperiale publique de St.-Petersbourg. Catalogue de la section des Russica ou ecrits sur la Russie en langues etrangeres. St.-Petersbourg, 1873. Vol. 1. P. 109. Почти наверняка можно сказать, что М. А. Корф, который с юношеских лет вынашивал идею создания коллекции иностранных авторов о России, обнаружив эту брошюру в Вестфальском архиве, присоединил ее к отделению Россика Публичной библиотеки. Обращение к Вестфальскому архиву могло быть обусловлено у Корфа, кроме чисто ученых, еще и личными интересами, ибо он происходил из старинного вестфальского дворянского рода.

[11] Vollstandiges Bucher-Lexicon enthaltend alle von 1750 bis zu Ende des Jahres 1832 in Deutschland und in den angrenzenden Landern gedruckten Bucher. Bearbeutet und herausgegeben von Christian Gottlog Kayser, 1er, Teil I, Leipzig, 1834. S. 218.

[12] ADB. Bd. 2. Leipzig, 1875. S. 389.

[13] Жилин П. А. Роль русской армии в освобождении народов Западной Европы от наполеоновского ига // Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства. М., 1965. С. 214.

[14] Приказ начальника штаба I отделения корпуса Ф. Ф. Довре от 3(15) декабря 1812 г. // Внешняя политика России XIX – начала ХХ вв. Документы Российского Министерства иностранных дел. Серия I (1801-1815 гг.). М., 1962. Т. 6. С. 617.

[15] Сын отечества. 1812. № 12. С. 241-244.

[16] Straube Fr. Fruhjahrsfeldzug 1813. Die Rolle der russischen Trouppen bei der Befreiung Deytschlands vom Napoleonischen Joch. Berlin, 1963. S. 90-98, 140-148 и далее; Дружинина Е. Н. Русско-немецкие культурные связи и Освободительная война 1813 г // Освободительная война... С. 133, 135.

[17] Хексельшнейдер Э. Немецко-русское боевое содружество в Освободительной войне 1813 г и его влияние на культурную жизнь Германии // Освободительная война... С. 139.

[18] Nagel F. G. Bilder aus der Haimat. Die denkwurdigen Jahre von 1806 bis 1815. Berlin, 1955. S. 167.

* В 1805 г. брали 2 рекрутов с 500 душ, и этот призыв составил в то время 124 000 человек. По этому подсчету теперешний призыв составляет 496 000 человек (здесь и далее прим. автора).

** Эти иконы можно было купить у Готтфрида Бассе в Кведлинбурге по цене 6 и 12 грошей за штуку.

*** Эти отдельные обороты речи легко выучить по книжке, которая называется “Новый русский разговорник. Или собрание употребительнейших русских слов и выражений с указанием произношения, по которому каждый сможет объясниться с русским. Необходимая и вспомогательная книжка для каждого человека”. Четвертое расширенное издание. [В магазине] у Готтфрида Бассе в Кведлинбурге. Цена 3 гроша. 

Просмотров: 635
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Как отличить Правду от Кривды Другой взгляд на историю Руси Синь-камень Русская кровь: история и геополитика Советы по выживанию на случай войны Что за праздник - день Святого Валентина?