Русская Правда

Русская Правда - русские новости оперативно и ежедневно!

Аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

Продается все! Распродажа Украины набирает обороты Решили «пометить территорию»? Кто остановит донецкую войну? Хронология гражданской войны на Украине - Новости за 05 декабря 2016 (7525)
Русские Новости
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Обман у славян — магический прием

ОБМАН — магический прием, используемый для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей; имеет как акциональное, так и вербальное выражение, т. е. может быть либо действием, совершаемым с целью ввести в заблуждение адресата, либо неправдой, сообщаемой с той же целью.

В ю.-слав. традиции широко применялись основанные на обмане ритуалы защиты новорожденного в семьях, где «не живут» (т. е. умирают в младенчестве) дети. Для того чтобы злая судьба (смерть) не унесла новорожденного ребенка, ее старались обмануть, изобразив дело так, что родился не ребенок, а волчонок или дьяволенок (отсюда защитные «звериные» имена типа серб. Вук ‘волк’), что ребенок не родился, а был найден (ср. болг. «защитное» имя Найден) или куплен (т. е. это не тот, кого должна забрать смерть), что ребенок родился не в этом доме, а в другом, у других родителей.

С желанием обмануть смерть и обеспечить себе возможность рождения новых детей связан ю.-слав. обычай, запрещающий матери, у которой умер первый ребенок, участвовать в похоронах, ходить на кладбище, оплакивать его, носить по нему траур и т. п.; напротив, нередко ей предписывалось выражать радость и веселье, участвовать в праздничных хороводах, петь, носить украшения вопреки общим предписаниям, действующим в период траура (см. Вак.ПО:154; Мал.ПОБ:91). С этой же целью женщины, у которых умирали дети, следующие роды старались совершать в ином месте, в окружении других лиц, иным способом, чем предыдущие: например, уходили рожать в сени (рус.) или в дом, где все дети были живы и здоровы (словац.); роды принимала не повитуха, а муж (босн.); рожать надо было в медный таз (в.-серб., Ант.АП: 134); бабка, приняв ребенка, подавала его в избу, стоя к двери задом (рус., нижегород., Зел.ОРАГО 2:751) и т.п. Ради обмана злой судьбы новорожденного первый раз кормила не мать, а другая женщина, крестили не прежние кумовья, а новые (случайные, встреченные), после крещения возвращались домой иной дорогой, вносили ребенка в дом не через двери, а через окно, и т. п. Иногда, чтобы предотвратить смерть новорожденного, мать разыгрывала сцену смерти ребенка, изображала свое горе, громко оплакивала его (имитация смерти в случае тяжелой болезни ребенка практиковалась и у вост. славян).

Эффективным считался не только акциональный, но и вербальный обман смерти: когда рождался мальчик в семье, где умирали дети, повивальная бабка кричала во весь голос: «Слушайте, люди и народы! Родила волчица волка всему миру на знание, а ребенку на здоровье!» (СЕЗб 1934/50:35-36). В серб. области Метохия был обычай, по которому, когда в семье после нескольких подряд девочек рождался долгожданный мальчик, следовало распустить слух, что снова родилась девочка, — это должно было защитить новорожденного от смерти (Раск. 1987/49:67).

Мотив «чужого ребенка» («подмены ребенка») объединял несколько видов защитных ритуалов. В течение семи дней возле роженицы вместо ребенка лежал запеленатый валек для белья. Прежде чем первый раз уложить младенца в колыбель, туда клали какое-нибудь живое существо — курицу, петуха или кошку, чтобы они, а не ребенок, стали возможной жертвой злых сил.

Чтобы обмануть судьбу, сразу после рождения ребенка повивальная бабка или мать выносили его на дорогу, на перекресток, на мост, к церкви и т. п. и там оставляли, дожидаясь в укрытии, чтобы какой-нибудь прохожий подобрал ребенка; нашедший становился кумом или объявлял себя родителем, продающим своего ребенка, а мать становилась покупателем (ю.-слав.). По обычаям вост. Сербии, такому ребенку давали магическое имя Живан, Живорад, Живко или Живана, Живка; в районе Мосни на место, где лежал подброшенный ребенок, клали завернутый в пеленку молот, «чтобы несчастье ударило в него» (ГЕМБ 1958/21:252). Болгары чаще называли «подброшенных» детей Найден (Марин.НВ:159).

Случалось, что родители инсценировали продажу своего ребенка в другой, благополучный дом: «продавали» ребенка соседям за некоторое количество муки (босн., СЕЗб 1925/32:385); приглашали в дом красивого здорового парня и просили, чтобы он «купил» ребенка у отца; парень брал ребенка на руки и платил золотой или серебряной монетой (босн., GZМ 1907:490). У сербов такие дети часто получали имя Продан или Продана (Раcк. 1994/77-78:54-55). Если «продажа» или просто передача новорожденного в благополучный дом совершалась тайно, то она превращалась в кражу: ребенка втайне от домашних уносили в какой-нибудь дом и держали, пока родные не узнают, где он, и не заберут его (болг., СбНУ 1900/16-17:224).

Символическая купля—продажа детей известна и вост. славянам. У русских Вологодской губ., «если предшествующие дети у родителей умирали, то практикуется мнимая продажа детей, состоящая в том, что родители дают несколько копеек лицу, у которого дети растут сильные и крепкие. Этот человек берет деньги, покупает в церкви свечку и ставит ее тому святому, имя которого дано мнимо-купленному новорожденному. В жизни и покупщик и ребенок обоюдно зовутся мнимыми: кум, кума, божат, божатка» (Иван. МЭВ:111). В Пензенской губ. подавали ребенка с ломтем хлеба в окно нищему, после чего женщина выходила к воротам и покупала младенца у нищего за две или четыре копейки (Зел.ОРАГО 2:968).

На обман демонов были рассчитаны у сербов такие «отвращающие» имена детей, как Мртвак («мертвый»), Кривою («кривой»), Малко («маленький») и т. п. С этой же целью ребенка до определенного времени (а иногда и всю жизнь) называли не настоящим его именем, данным при крещении, а другим, чужим именем, причем девочка могла носить мужское имя, а мальчик — женское, ребенок, рожденный в христианской семье, мог носить мусульманское имя или наоборот. Мотив обмана лежит также в основе запрета хвалить ребенка, особенно новорожденного, и предписания ругать его, называя его безобразным, «гадом» и т. п. Как разновидность обмана может пониматься и обычай «кувады»: во время родов муж роженицы ложился в постель и изображал родовые муки, отвлекая внимание злых демонов от жены и ребенка.

С целью обмана судьбы-смерти, когда после похорон снимали покрывало с зеркала, сначала к зеркалу подносили кошку и лишь после этого разрешали смотреть людям; когда переезжали в новый дом, первой в дом пускали кошку, надеясь, что подмена человека животным обезопасит человека.

С помощью обмана южные славяне защищали близнецов, «однодневников» и «одномесячников» от гибели, грозящей им, по народным верованиям, в случае смерти их «двойника». Оставшегося в живых отводили на кладбище и символически погребали, присыпая землей, или же он ложился в гроб, скрещивал руки на груди и изображал покойника, а затем вылезал из гроба, оставляя вместо себя какую-нибудь свою вещь или предмет, имеющий одинаковые с ним размеры: мерку роста — нитку, прут, специально изготовленную в его рост свечу. В центр. Болгарии в могилу опускали камень соответствующего веса со словами: «оставляю тебе камень, он будет тебе братом». Иногда в гроб клали черного цыпленка или щенка. При этом заключалось новое «побратимство», с новым лицом, вместо умершего (БЕ 1989/2:20). В Косово в случае двух смертей в одном доме в течение года, что, по поверью, грозило третьей смертью, обманывали смерть тем, что при вторых похоронах в гроб клали тряпичную куклу, как бы заменяющую третьего покойника (Vuk.SК:312).

Обман болезней (демонов болезней) широко использовался в медицинской магии: чтобы обмануть лихорадку и сбить ее с пути, больной уходил из дому пятясь, прятался в бане, конюшне, сарае, или же выходил из дома и затем возвращался, ступая в свои же следы; уходил ночевать к соседям много ночей подряд (ю.-слав.); уходил из дома тайком, оставляя лихорадке послание: «Дома нет, приходи вчера» (такими же словами защищались от нечистой силы, например, домового) или «Такого-то нет дома» (у русских при море скота вывешивали сообщение, что в деревне нет ни коров, ни овец, ни лошадей); прикидывался больным, изображая приступ лихорадки, чтобы настоящая болезнь прошла мимо; изображал из себя покойника: обмазывался сажей или грязью и забирался в яму, где лежал неподвижно и не отвечал на «призывы» лихорадки, пока ей это не надоедало и она не оставляла его в покое (вятск.); выходил из дома и накрывался корытом: лихорадки, думая, что он лежит в гробу, проходили мимо (сибир.); ложился в специально выкопанную яму, а затем его протаскивали через расщепленный прут шиповника, после чего прут закапывали в яму, веря, что закапывают болезнь (болг.), и т. п.

В отношениях с нечистой силой обман признавался действенным средством: в заговорах демонов заманивали в нездешние места обещанием богатых угощений и всяческих услад; льстивыми обращениями старались отвлечь внимание от себя и отослать прочь; изображали себя несчастными, убогими, нечистыми, зловонными и т. п., чтобы напугать враждебную силу и защитить себя. В быличках о ходячих покойниках популярен сюжет о покойном муже, досаждающем своей вдове: женщина садится на пороге, расчесывает волосы и наряжается, пришедший покойник спрашивает, куда она собирается, а жена отвечает, что идет на свадьбу — брат с сестрой женится или сын с матерью и т. п. (см. ВСЭС:189). Чтобы уберечь от демонов невесту, которая особенно подвержена порче, на свадьбе, когда приезжают за невестой, сначала выводят «ложную» невесту (хорв., ГЕМБ 1927/2:23).

У всех славян известен фольклорный мотив обмана смерти. В Полесье рассказывают быличку о том, как один человек, желая обмануть смерть, сделал себе вращающуюся кровать: когда смерть приходила и становилась в ногах, он поворачивал кровать, и смерть оказывалась в головах. Но в конце концов человек понял, что смерти не миновать: «крути не крути, а треба умерти».

Вербальный обман (сообщение неправды) был одним из способов отгона градовой тучи. В зап. Сербии при появлении тучи женщины с одного края села, с одной горы кричали женщинам, живущим на другой горе, и спрашивали, в какой день недели в этом году был Юрьев день. Ответ должен был быть неправильным, следовало назвать один из предшествующих дней, тогда туча оказывалась обманутой и поворачивала в обратную сторону.

Значительно реже использовался обман в продуцирующей магии. Например, сербы во время крашения пряжи считали полезным рассказывать какую-нибудь небылицу, заведомую неправду, тогда дело удавалось лучше (СЕЗб 1934/50:16), ср. серб. выражение: немоj да ме фарбаш ‘не обманывай меня’, букв.: «не надо меня красить». У всех славян считается, что ложь благоприятствует разведению домашней птицы. Сажать птиц на яйца старались скрытно от посторонних. Чтобы защитить наседку и ее потомство, рекомендовалось «кого-нибудь обмануть, лучше всего священника» (Славяноведение 1994/5:63). Предпочитается также сажать наседку на яйца от чужих кур, которые следует выменять у соседей или украсть, выпросить, прибегнув к какой-нибудь лжи. Широко известно также суеверие, по которому обман оказывает положительное воздействие на процесс литья колокола: когда начиналась отливка, распускали заведомо ложные слухи, чтобы колокол получился звучным (укр.. ЕЗ 1898/5:192; рус., Зел. ОРАГО 3:1012; пол., ZWАК 1879/3:127).

Вместе с тем в народной этике ложь и обман получают однозначно отрицательную оценку и расцениваются как грех. По з.-бел. поверью, «хто на гетом сьвеци лже, то на том сьвеци ходзиць, язык высалапиўшы» (Fed. LВ 1:223). По полес. поверьям, если «нечестная» невеста скроет свой «грех» и наступит на дежу (вместо того, чтобы обойти ее или перепрыгнуть), это грозит большой бедой: хлеб, замешенный в этой деже, не будет удаваться, семь лет земля не будет родить («невеста свой хлеб притопчет»), скот погибнет, «дети не будут жить», в семье не будет ладу и т. п.

В сказках, легендах, быличках обман — один из популярных мотивов; с помощью О. хитроумные герои достигают своих целей, избегают опасностей и побеждают врагов и соперников. В слав. паремиологии и фразеологии теме правды и лжи посвящено множество пословиц, поговорок, клишированных выражений и формул. Лексика лжи и обмана обнаруживает связь с мифологическими мотивами, ср. рус. просторечные обозначения: обмикулить. объегорить, подкузьмить, обволхвить и т. п. (см. в частности: Усп.ФР:139-140).

 

С. М. Толстая

 

Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого.

Т. 3. М., 2004, с. 457-460.

Лит.: Толстая С. М. Магия обмана и чуда в народной культуре / / Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995:109—115; она же. «Ако се деца не држе»: магические способы защиты новорожденных от смерти // КСК 2002/7:55-87; Усачева В. В. Ритуальный обман в народной медицине // ЖС 1996/1:29-30.

Просмотров: 501
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Последний рубеж обороны Тартарии Ремезовская летопись Арабские источники о Славянах и Русах Советы по выживанию на случай войны Школьные предметы не применимы в жизни или на что тратим 10 лет? Почему балалайка в США под запретом?