Русская Правда

Информационно-аналитическое издание наследников Ярослава Мудрого

Русская Правда: аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

Додавить церковь и придумать войну. Предновогодние подарки Порошенко Украине Китай «выставил» США на 48 млрд долларов за финдиректора Huawei Политическое Обозрение: Новости за 11 декабря 2018 (7527) Обкатка политтехнологий во Франции. Встряхнись, благополучная Европа!
Новости Сегодня
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Почему Украина – не «совок»

Современное украинское общество гораздо более тоталитарно, чем четверть века назад

Описывая реалии постмайдановской Украины, многие привыкли походя сравнивать нашу жизнь с «совком» — используя ругательное прозвище советского общества, которое укоренилось у нас еще в «брежние» времена.  При этом, рассказывая о преследованиях оппозиции и травле инакомыслящих, критики украинской власти все чаще апеллируют к условному тридцать седьмому году. Однако, сталинские репрессии были давно — с тех по прошло уже восемьдесят лет — а советское время закончилось всего четверть века назад, еще при жизни нашего поколения. И, вспоминая не столь далекие восьмидесятые годы, когда, собственно, и родилось слово «совок», нужно честно признать, что нынешняя действительность во многом превосходит их по уровню тоталитарного безумия и идеологического контроля.

Поверьте, я вовсе не склонен идеализировать советскую действительность, с которой мне пришлось познакомиться в детстве, успев познать многие присущие ей недостатки. Однако, этого опыта вполне хватает для того, чтобы сравнить его с нынешней украинской ситуацией, почувствовать разницу между двумя эпохами. И понять, что она вовсе не в пользу нынешней Украины, которая  позиционирует себя свободным, демократическим европейским государством.

Да, у нас в школе были уроки политинформации. Однако, я не помню, чтобы на них учили ненависти к внешним врагам — например, к тем же американцам. Хотя мы регулярно бегали на учения в бомбоубежища, а глобальная ядерная война была в то время более реальной, чем когда-либо в истории человечества. Наоборот — нам говорили о миротворческой миссии американской школьницы Саманты Смит, объясняя, что американский народ не сводится к Рейгану и вовсе не горит желанием сгинуть в глобальном апокалипсисе. А дома, на книжной полке, стояли знакомые мне с детства сочинения Джека Лондона, Теодора Драйзера, Джона Стейнбека, Синклера Льюиса и Марка Твена — классиков американской литературы, которые печатались в СССР миллионными тиражами. В отличие от нынешней Украины, которая официально объявила войну российским книгам и кошмарит идеологически неправильные советские фильмы.

Советский Союз ввязался в тяжелую и кровавую афганскую войну, с которой возвращались наши родственники и друзья — однако, никто не прививал у нас ненависть к народу Афганистана или к верующим мусульманам. Моя одноклассница Динара Шайхутдинова никогда не испытывала проблем из-за национальных или религиозных предрассудков своих сверстников — ее дергали за косички только из-за желания подружиться.

Украинская ССР. Всесоюзный пионерский лагерь "Артек" имени В.И.Ленина (ныне Международный детский центр "Артек"). Дети,отдыхающие в детском лагере, во время спортивного праздника. 1986 год

Никто не требовал изгнать из страны «чужаков» — например, учившихся в нашем классе евреев, среди которых был мой лучший друг. Безусловно, антисемитизм и ксенофобия сохранялись в советском обществе, хотя бы на уровне пакостных анекдотов — но не на уровне официальной государственной политики, которая прививала нашему поколению совершенно другие ценности. Замечательный детский атлас «Мир и человек», который использовался у нас в качестве дополнения к учебнику, рассказывал о жителях всех пятнадцати советских республик, знакомя с их традициями и культурой — и не выделял из них какой-то отдельный народ. Встречая на улице таджика, армянина или азербайджанца мы видели в нем такого же человека, как и мы сами — а не «понаехавшего» носителя «чуждой» культуры, религии или расы, которого нужно гнать в шею из Киева.

Нас постоянно агитировали за мир — собственно, этот был основной посыл пропаганды восьмидесятых. Общество, школа и телевизор воспитывали в нас понимание ценности мирной жизни, рассказывая о разрушительных последствиях военных конфликтов. Просто сравните это с пропагандой в нынешних украинских школах, где дети рисуют стреляющие в коварного врага танки, и добровольно-принудительно отчисляют солдатам деньги, которые им дали с собой на завтраки. Просто поймите, насколько отличается от этого гуманистического посыла пропаганда современного украинского государства, заточенная на бесконечную войну с внешними и внутренними врагами, которых надо то ли посадить в тюрьмы, то ли изгнать из страны. Поверьте — школьников восьмидесятых никто не воспитывал в духе подобной ненависти к существовавшим тогда диссидентам. А доносительство было самым постыдным делом, о чем знали даже малые дети. Возможно, именно из-за страшного опыта тридцатых годов.

Не существовало и искусственно созданной сегодня языковой проблемы. Русский и украинский имели одинаковый равный статус, мы в полном объеме изучали их в школе, не обращали внимания, на каком языке написаны уличные вывески, и с одинаковым удовольствием смотрели фильмы на двух родных языках. Да, русский язык преобладал в общественной жизни позднего советского времени — но украинский язык не третировали и не притесняли, а люди, которые позволили бы себе публично высказываться о нем в духе Ларисы Ницой, быстро отправились бы в КГБ на беседу о недопустимости разжигания межнациональной розни.

Украинская ССР. Студия "Юный художник" в Житомире. Рисунок воспитанника студии Юры Миронова (7 лет) "Мир, дружба". 1985 год

Полностью украиноязычные в быту выходцы из села или западноукраинского региона сплошь и рядом делали в Киеве успешную профессиональную или административную карьеру — никто не дискриминировал их по признаку происхождения или языка. Больше того, зачастую это даже помогало быстрее продвигаться  вверх по партийной лестнице. Ведь даже Ирина Фарион являлась в те времена комсомольской активисткой и пламенной поборницей дружбы народов.

В Советской Украине было много неправильного и плохого — но не стоит оскорблять его огульными сравнениями с нынешней украинской действительностью. Главная разница между двумя эпохами состоит даже не в языковой и национальной проблеме. Гораздо важнее сравнить, о чем мечтали тогда и сейчас юные украинцы. Мы не хотели войны и не думали о создании великой империи, очищенной от изменников и инородцев. Мы радовались импортными вещам, которые были для нас в диковинку — но они еще не определяли для нас жизненный смысл. Мы хотели быть космонавтами, осваивать новые планеты — или, по крайней мере, труднодоступные участки земли. Мы грезили и путешествиях во времени и о телепортации, которая позволит мгновенно перемещаться по всему миру. Мечтали о научных открытиях, о невиданных животных, которых можно будет отыскать где-то в джунглях или в океанских глубинах. Мы думали о будущем мире — а не обращались в поисках образца к казацким шароварам и трипольским горшкам. Хотя знали историю куда лучше нынешних украинских школьников. Мы делились друг с другом затасканным томиком Ивана Ефремова, который был напечатан на русском в кишиневском издательстве «Лумина», а наше кредо, в конечном счете, сводилось к словам Стругацких: «счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный».

Увы, но сегодня все обстоит совсем по-другому. И пусть вас не радует, что Украина — это действительно не «совок». 

Просмотров: 931
Загрузка...
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Популярное на сайте
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота Дмитрий Медведев признался о контактах с пришельцами История русов согласно Ведам Разгром «дикой дивизии горцев» на Украине или за что батька Махно кавказцев резал Один против тысяч или боевая магия витязей Тартария или как скрыли целый континент?