Русская Правда

Русская Правда - русские новости оперативно и ежедневно!

Аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

Киевский режим накануне грандиозного шухера: грядет ли пересменка? Генерал Захарченко: Донбасс при Порошенко на Украину не вернется Посадки еще будут: Почему Путин мало сказал о коррупции Дни Порошенко сочтены: Пленки Онищенко — это «Украина без Порошенко»
Русские Новости
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Русская изба: ковчег среди лесов

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались — верная
примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся
ветер, запуржило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю
ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха
подклета, на улице сугробы в человеческий рост — не пройти даже к
соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться. Но идти никуда особо и
не нужно. Разве что за дровами в сарай -дровяник. Припасов в избе хватит
на всю зиму. В подклете — бочки и кадушки с солёными огурцами,
капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для
птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в
погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе
порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над


ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в
выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные
из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не
пропускают и сохраняют тепло животных, преющих навоза и соломы.

А в самой избе о морозе и вовсе не помнится — жарко натопленная печь
остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из
дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат на полатях, слушают сказки,
что рассказывает дед…

Самые древние русские избы — до XIII века — строили без фундамента,
почти на треть зарывая в землю, — так было проще сберечь тепло.
Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен. До
дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными.

На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой
полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую
держали ближе к входу. Да и дверей не было. Совсем небольшое входное
отверстие – только бы протиснуться — прикрывали от ветров и холодов
щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили
на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на
массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне
победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и
окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно
увеличились.Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они
сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это
изба-пятистенка, состоящая из двух помещений — сеней и жилой комнаты,
или шестистенка, когда собственно жилое помещение делится ещё одной
поперечной стеной надвое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого
последнего времени.

Но крестьянская изба Русского Севера строилась иначе. По сути,
северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного
обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и
холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег,
путешествующий не в пространстве, а во времени — от тепла до тепла, от
урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы,
хранилища припасов — всё находится под одной крышей, всё под защитой
мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они
тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Такое жилище строилось в два яруса. Нижний — хозяйственный, там скотный
двор и хранилище припасов — подклет с погребом. Верхний — жильё людей,
горница (от слова горний, то есть высокий, потому что наверху). Тепло
скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён.
Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на
него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни
навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут. С крыльца дверь ведёт в
сени — просторный тамбур, он же — переход в другие помещения. Здесь
хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в
сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный
двор, отсюда же — дверь в горницу.

Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь
делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не
забудь — неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него — со скотного
двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов
брёвен — венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет
не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку — прорубал на
улицу окно-прилавок для покупателей. Строили, впрочем, по-разному. В
музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба вообще как океанское
судно внутри: за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные
отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться
под самую крышу.

В одиночку такой дом не воздвигнешь. Потому в северных сельских общинах
избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строило всё село:
вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за
венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились
бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно —
горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и
старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка.
Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

Главное место хозяйки — напротив печи. Оно называется кут. А узенькое
пространство за печкой — закут. Отсюда и пошло выражение ютиться в
закутке — в тесном углу или крохотной комнатушке.

«В горнице моей светло…» — поётся в популярной не так давно песне. Увы,
долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в
горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо
промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых
домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого
минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось
похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I,
который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины
из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во
дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен
тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как
строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.

Долгое время в сельских да и в городских избах печи клали без труб. Не
потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям —
как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а
морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь
приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил
на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые
открывали на время топки. И хотя топили печь хорошо высушенными
«бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались
чёрными или курными. Трубы появились только в XV—XVI веках, да и то там,
где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но
поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко
становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным
указом повелел в городских домах новой столицы — Санкт-Петербурга,
каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами. Позднее в
избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда,
стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки, удобные
своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее
печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX
века.

Печь, она и самое тёплое спальное место — лежанка, принадлежащая по
традиции самым старшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая
полка — полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей.
Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не
настало.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых
помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме
светлица — действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами
уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила большая часть
жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от
задней стенки печи. А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб
избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре
комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот
тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно
печь-голландку.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт
своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и
насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести
из деревенского колодца — два ведра на коромысле, полтора пуда общим
весом! Но не мужское это дело, так исстари повелось. Да и еду надо
готовить, семью кормить. Детишки, понятно, помогают чем могут.

У мужчин зимой забот меньше. Хозяин дома — кормилец — трудится без
устали всё лето. Пашет, косит, жнёт, молотит, рубит, пилит, строит, рыбу
добывает и лесного зверя. От зари до зари. Как наработает, так и будет
жить его семья до следующего тепла. Потому зима для мужчин — время
отдыха. Конечно, без мужских рук не обойтись: починить то, что нуждается
в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить и выгулять лошадь.
Да и вообще много чего, что ни женщине, ни детям не по силам.

Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись
поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в
суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени. В
музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые
Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за
полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы
и выкупали у перебравшихся в города владельцев. Потом бережно
разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в
первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными
экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск.

Голландская печь (голландка, галанка) появилась в России в начале XVIII
века. Пётр I привёз первые десять таких печей из Голландии. Очень скоро
по их образу и подобию стали класть печи и в русских домах. По
сравнению с русской печью голландка обладала немалыми преимуществами —
скромными размерами (ширина 1 м, глубина до 2 м) и большой отдачей тепла
за счёт извилистых дымовых каналов, в которых горячий воздух полностью
отдавал тепло, нагревая кирпичи. Хорошо протопленная печь в холодное
время грела небольшой дом в течение 12 часов.

Печи-голландки облицовывали красивыми кафельными плитками или изразцами
с рисунком. Довольно быстро они приобрели такую популярность, что
существенно потеснили традиционные печные конструкции, особенно в
городских домах. Да и сегодня многие домовладельцы в сельской местности
предпочитают отапливать жилища печами именно этого типа.

Такие голландские печи стали класть в русских домах в начале XVIII века.

Клеть — прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек .

Клеть с печкой — изба.

Подклет (подклеть, подызбица) — нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях.


Борис Руденко

Фото Игоря Константинова

"Наука и жизнь" № 11, 2012 г.

Просмотров: 2263
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Скифы и Сарматы - предки славянского народа К 100-летию появления украинцев. Найден точный ответ на вопрос, сколько лет назад появились украинцы Старинные ругательства Древней Руси Александр Македонский и Древняя Русь Заметки о дохристианской истории Руси Что такое одолень-трава?