Как заявил командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) бригадный генерал Амир Али Гаджизаде, большая часть этих ракет составляют Иранский расширенный Арсенал (IRGC's) и их количество остается тайной.
Также издание процитировало слова командующего ВМС КСИР адмирала Али Фадави, который жестко заявил, что «США узнают результат войны в Персидском заливе».
Вновь поднятая Ираном военная риторика и антиамериканские маневры, замечает издание, происходят на фоне сообщений, что Иран и Россия играют ведущую роль в Сирии, где обе страны стремятся укрепить боевую готовность президента Башара Асада. Более того, сформированный в Багдаде информационный центр, по словам политического советника Ирака Мохсена Хакима, мог бы стать первым шагом в формализации объединенного оперативного центра для координации военных усилий в Сирии и в других местах.
И дальше Washington Free Beacon отмечает следующее: поэтому особое внимание стоит обратить на новинку ВПК Ирана, которая в начале октября была продемонстрирована на экспозиции вооружений ВМС и береговой обороны КСИР, а именно — ракету-торпеду Hoot. Как отмечают специалисты (и, как замечает Washington Free Beacon, некоторые иранские военные), технология этой скоростной торпеды, способной уничтожать корабли и подводные лодки противника, была заимствована у русских. В частности, Hoot, которую Иран впервые испытал на учениях в 2006 году, сильно походит на советско-российский «Шквал».
Однако на самый главный вопрос — способна ли ракета нести ядерные боеголовки, иранский военачальник ответа тогда не дал.
Учитывая, что корабли Ирана теперь имеют на вооружении не второсортное оружие, как считалось ранее, а скоростные подводные ракеты-торпеды, и что сейчас де-факто Тегеран — союзник Москвы на сирийском направлении, возникают следующие вопросы. Можно ли ожидать, что иранские корабли совместно с постоянным оперативным соединением России будут нести службу в Средиземном море (ВМС Ирана уже не раз бывали там)? Способно ли это изменить геополитическую ситуацию в регионе?
Для справки: суперторпеда «Шквал"хотя и была принята на вооружение ВМФ СССР еще в далеком 1977 году, долгое время не имело аналогов в мире. Если обычные торпеды развивают скорость 60−70 узлов, то «Шквал», разработанный советским специалистом Михаилом Меркуловым со своим коллективом, двигался втрое быстрее (до 500 км/ч) благодаря особой конструкции, позволявшей на ходу обволакивать тело торпеды воздушным пузырем, и радикально снижать потери на трение. Такое физическое явление, когда в воде позади быстро движущегося объекта образуются мельчайшие пузырьки, заполненные паром, называется кавитацией.
Принято считать, что в России дальнейшие разработки ракет с применением технологии суперкавитации не получили развития. Однако стоит отметить, что в июне 2013 года генеральный конструктор профильного завода «Дагдизель», первый председатель российского научного совета по торпедостроению, известнейший российский ученый Шамиль Алиев сообщил СМИ, что разработанная еще в середине 20 века торпеда «Шквал», сразу прославившаяся, как самая быстрая на планете, в скором времени будет усовершенствована — планируется создать такую торпеду, которая будет обладать зачатками искусственного интеллекта. Но пока российский ВМФ «Шквал» так и не использует.
По мнению военных экспертов, «Шквал» мог попасть в Иран из Китая. Как? Либо эти ракеты были поставлены Пекину в середине 90-х годов, а оттуда перекочевали в Иран, либо Китаю затонувшие в Иссык-Куле образцы «Шквала» передала Киргизия. Дело в том, что в бытность СССР производство этих торпед было размещено в Бишкеке (Фрунзе) и в Алма-Ате. А после распада Советского Союза Россия не сумела «эвакуировать» ни исследовательскую базу ВМФ на Иссык-Куль (там в 1964-м и состоялись первые пуски «Шквала»), ни завод «Дастан».
Заметим, что хотя в 1992 году правительство РФ и приняло решение разрешить экспорт ракет «Шквал», однако официальная информация о продаже кому-либо за рубеж отсутствует. Согласно рекламным предложениям, «Шквал-Э» имел основные части и конструкцию, аналогичные «штатному» «Шквалу».
Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости. Западные спецслужбы неоднократно пытались получить информацию о российском суперкавитационном оружии. Так, в 2000-м году за попытку заполучить технологии изготовления топлива для противолодочного ракетного комплекса «Шквал» ФСБ был арестован американский бизнесмен, отставной офицер морской разведки США Эдмунд Поуп. В СМИ сообщалось, что канадская разведка более двух лет вела переговоры с Киргизией о продаже ей ракет «Шквал», сумма контракта оценивалась в 6−10 млн. долларов, но сделка сорвалась по невыясненным причинам еще в 2000-ом. Известно, что с конца 1990-х переговоры с Казахстаном вел Китай.
Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга Константин Сивков говорит, что ракета-торпеда «Шквал» — это довольно специфический вид оружия, предназначенный в основном для применения в ядерном оснащении — для поражения подводных лодок, авианосцев
У «Шквала» был ряд недостатков: невозможность управлять ракетой на траектории её движения (впрочем, это компенсировалось установкой на «Шквал» ядерной боевой части — в таком варианте одного попадания достаточно, чтобы уничтожить, например, авианосец), относительно малый радиус действия ракеты (из-за большого расхода энергии для создания суперкавитации) — 10 км.
То есть в обычном снаряжении «Шквал» — это прямоидущая быстроходная ракета, в которой, по определению, из-за большой скорости не работает какая-либо система наведения. Поэтому я не понимаю, чего уж такого страшного скоростная ракета-торпеда представляет для флота США, ведь понятно, что у Ирана «Шквал» может быть только в обычном снаряжении. Да и вообще ВМС Ирана рассчитаны сугубо на действия в Персидском заливе — там нет серьезных кораблей дальней морской зоны. А существующие, даже если и присоединятся к нашему оперативному соединению, добавят ему максимум 10−15% боевого потенциала. Серьезно на расклад сил в регионе повлиять они не могут.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что также как коалиция во главе с Саудовской Аравией осуществляет блокаду Йемена, так и корабли России и Ирана могли бы блокировать побережье Сирии.
— Но для авианосных ударных групп ВМС США они в случае боевых действий какой-то серьезной угрозы не представляют.
Что же касается того, как к Ирану могли попасть отечественные ракеты-торпеды, то тут версий много: их мог Китаю поставить Бишкек, после чего они могли попасть в руки иранских военных, могли и наши напрямую передать — в рамках оказания военно-технической помощи…
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что «Шквал» все-таки был поставлен Китаю напрямую, а уже оттуда попал в Иран.
— В 90-е годы мы много чего поставляли, как говорится, и оптом, и в розницу. Тяжелое было время, речь шла о выживании оборонных предприятий. Причем зачастую платили не валютой, а товарами. Я помню, когда Саратовский авиазавод поставил в Китай ракеты класса «воздух-воздух», то туда приходили вагоны с китайскими пуховиками — вместо денег.
Что касается ВМС Ирана в Средиземном море, то присутствие его кораблей не изменит расклада сил. Иранский флот, который также имеет противокорабельные ракеты наземного базирования — копии китайских изделий, авиационные противокорабельные ракеты, может эффективно действовать только в Персидском заливе. Думаю, Тегеран вполне способен запереть Персидский залив в случае широкомасштабного конфликта. Вопрос только в том, что палубная авиация США может действовать по этому региону и за его пределами, находясь в Индийском океане и в Средиземном море.
Справка «СП»
По данным Александра Храмчихина, в составе ВМС Ирана три фрегата английской постройки типа «Алванд». По аналогичному проекту в самом Иране в последние годы построены два фрегата типа «Джамаран». Строится фрегат «Саханд» более совершенного проекта. Остаются в строю три старых корвета — 2 типа «Баяндор», 1 «Хамзех».
Имеется 10 китайских ракетных катеров типа «Худонг», 10 типа «Каман» (французской постройки по проекту «Комбатант-2») и 4 аналогичных «Сина» иранской постройки, до 80 малых ракетных катеров собственной разработки с китайскими ПКР С-701 и С-704.
Сторожевые катера: 3 типа «Парвин» (американские PGM-71), 2 типа «Кайван», 3 типа «Зафар», 6 типа MIG-S-2600, до 150 малых (из них многие вооружены установками РСЗО или ПТРК), в том числе 20 торпедных (по 10 типов «Тир-2» и «Пейкап»).
Имеется 5 тральщиков: 2 типа «Риази» (американские «Кейп»), 2 типа «292», 1 «Шахрох» и 2 минзага типа «Хеджаз» (переоборудованные из ТДК).
Десантные силы включают 4 ТДК типа «Хенгам», 6 ТДК типа «Ормуз», 3 малых ДК «Фуке», 7 катеров на воздушной подушке английской постройки (6 ВН7, 1 SRN6).
Все фрегаты и ракетные катера вооружены китайскими ПКР или их местными копиями.
В ВМС КСИР входят все сверхмалые подводные лодки, ракетные катера типа «Худонг», до 30 малых ракетных, до 50 малых сторожевых и все торпедные. Все остальные — в составе ВМС армии.
На Каспийском море дислоцированы малая ПЛ типа «Фатех» (вторая данного типа), фрегат «Дамаванд» (второй корабль типа «Джамаран»), корвет «Хамзех» (построен в 1936 году), 2 ракетных катера типа «Сина», до 4 ракетных катеров типа «Худонг», до 40 сторожевых катеров, тральщик «Шахрох».