Русская Правда

Русская Правда - русские новости оперативно и ежедневно!

Аналитика, статьи и новости, которые несут Правду для вас!

Порошенко откровенно послали: США выдали лицензию на его отстрел Украина и заветы Геббельса Догнать и перегнать весь мир Эксперты: почему России невыгоден распад Евросоюза
Русские Новости
Новости Партнеров
Новости Партнеров

Виды кружев

Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется для украшения женского нижнего белья. Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.) и по месту производства.

Фриволите

Существует два типа определения кружева: по технологическому и по эстетическому признакам. Определение первое, по технологическому признаку: фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технология изготовления этого кружева. Определение второе, по эстетическому признаку (по Ф.Шенеру): фриволите — это открытое, контурное, контрастное кружево с бедной собственной фактурой.

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Слово «фривольный» означает «непринужденный», «раскованный», примерно такого отношения заслуживает это занятие. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название — фриволите (от франзуского frivole — пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, порьтер. После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано барской затеей и только в 60-е годы это искусство стало возрождаться в Прибалтике.

Челнок

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети. Вначале человек делал примитивные, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.

На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго. По мере совершенствования материала для плетения все труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали «рифовый» и «ткацкий» Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы очень давно.

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы. В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы -«наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме. В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама»- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах»- это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.

Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом.

Вышивка

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Высокого совершенства роскошные вышивки достигли уже в деспотиях древнего Востока, где они применялись для украшения облачений правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д. Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла — вот весь несложный материал для вышивания, настолько портативный, что каждая любительница рукоделия может всегда иметь его при себе. В отличие от тканных и плетеных узоров рисунки вышивок наносятся на готовую уже поверхность ткани, так же как живопись и набойка красками, отличаясь от последних только материалом и техникой исполнения.

Узоры вышивок выполняются крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые вышивальные швы. Способы вышивания и материалы очень разнообразны. Вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы, цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д. Фоном для вышивания служат льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент и прочие материалы. Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом. Вышивкой иногда дополняют тканый или набивной узор, чтобы подчеркнуть те или иные его части или контур рисунка. Но чаще всего вышивка применяется как самостоятельное украшение ткани.

Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего Поволжья — цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус. В Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно тамбуром. Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской области, золотое шитье — для Тверской, гипюры — для Горьковской и Ивановской областей. В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими. Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки. Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других среднерусских областей многоцветны. Орнамент — геометрический или геометризованный. Самый распространенный способ вышивки — цветная перевить. Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.

В настоящее время сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы.

Филе (Филейное кружево)

Основа филе — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. По форме ячеек различают прямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму ромбиков. В прямом филе — квадратные ячейки. Основа красивого филейного фона — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ — стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек — реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные — от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия. Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.

С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

Вязание

Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IY-Y вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) — к Ш веку н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал — пряжу — можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.

Вязание — способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

Ирландское вязание (Ирландcкое кружево)

Ручное вязание — это целые мифы викингов. Все началось с того, что рыбаки вязали теплые свитера из необезжиренной шерсти овец, чтобы не промокнуть, когда захлестывала волна. По ирландским преданиям косы и жгуты — символ вечности, а косички из трех элементов обозначают троицу.

Ирландское кружево создано для вязания кружева крючком. Ошибочно его называют «венским гипюром». От гипюра здесь только то, что фрагменты кружева вывязывают по отдельности, затем раскладывают на эскизе и соединяют решеткой, отдельными бридами или группами брид (способ сборки). Начало вязания элементов очень сходно с техникой «фриволите». Сближает эти техники то, что в обоих случаях присутствует каркасная (ведущая) нить. Эту нить при помощи тонкого крючка обвязывают плотными петельками (рабочая нить). Это отличие ирландского вязания от других видов вязания крючком, где в основе всегда лежит воздушная цепочка, позволяет создать более тонкий узор. Вторая особенность — возможность получения объемного узора, детали которого могут располагаться друг над другом. Это относится к различным видам розеток.

Кружева крючком

Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы — словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком — сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов — короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

Вязание на вилке

Простая техника таит в себе массу не использованных возможностей, открывая простор творческой фантазии. Основными инструментами являются сам крючок и специальная вилка для ажурного вязания или (для более узкого кружева) простая шпилька для волос.

Нить обматывают крючком вокруг вилки так, чтобы при каждом обороте крючок проходил через виток. При этом могут получаться петли различного вида. Первую петлю завязывают вручную и надевают на левый конец шпильки, а рабочую нить заводят за правый конец спереди назад. Вилочку держат большим и средним пальцами левой руки. Нить обводят вокруг указательного пальца. Крючок вводят в петлю снизу, поддевают нитку на указательном пальце и протаскивают через петлю. После образования одной петли вилочку поворачивают справа налево. При этом нить обходит вилочку, и следующая петля получается уже на другой стороне. Так постепенно заполняют вилочку. Когда вязание снимают с вилочки, получают бортик. Верхние петли надевают на вилочку и продолжают работу до получения бортика нужной длины.

Вязание с планочкой

Этот способ основан на том же принципе, что и предыдущий. Задача состоит в том, чтобы получать одинаковые удлиненные петли. Вспомогательным инструментом может служить обыкновенная чертежная линейка. Ширина планочки должна соответствовать длине будущих петель. Начало вязания. Вывязывают цепочку из нескольких воздушных петель, последнюю из которых растягивают и надевают на планочку, а крючок вводят в предпоследнюю петлю цепочки. Затем планочку обвивают несколькими петлями. Петли можно по-разному группировать. Последние петли нужно закрепить столбиками или воздушной цепочкой. После снятия с планочки все петли еще раз провязывают крючком.

Шитье из тесьмы

Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

В качестве материала для украшения одежды в древности использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток.

Имитация игольной техники крючком

При изготовлении кружева из тесьмы можно использовать не только готовую тесьму, но и собственноручно связанную при помощи крючка. Таким кружевом особенно уместно отделать вещь, связанную из тех же ниток. Этот метод, как самый простой, доступный и достаточно эффектный, стоит взять на вооружение всем без исключения. Первый вариант — обычная цепочка из воздушных петель. Впрочем, она получится слишком тонкой и сможет имитировать не столько тесьму, сколько шнур для прокладывания контура рисунка. Еще такими цепочками хорошо протягивать бриды. Второй вариант — плоская тесемка с петельками.

Просмотров: 10891
Рекомендуем почитать

Новости Партнеров



Новости партнеров

Популярное на сайте
Что такое РАСА? Значение слова Урод Радоница (Радуница) - Родительский день Гибель Тартарии Тарас Шевченко ничего не писал, так как был неграмотным Мы здесь хозяева - Георгий Сидоров