Начать стоит с того, что русская музыка сродни народу, который её создаёт – широка, разнообразна, душевна и всегда неподражаема. В ней находится место для народных частушек, романсов под гитару, постсоветского рока, попсового гламура, серьёзных классических композиций, походных бардовских песен, наивности советской эпохи, обрядовых наигрышей далёких славянских предков и много другого.
А начиналось всё ещё в далёкие дохристианские времена, когда незатейливые мелодии, извлекались из гуслей, дудок, трещёток, бубнов и всего того, что может издавать звук. Они тревожили душу, помогая поддержать веселье в праздники, разогнать тоску в тяжёлые дни, задать ритм трудовой бригаде, привлечь внимание противоположного пола и просто скрасить досуг одного человека или целого поселения.
Позднее многие из этих мелодий перешли в русскую классику, пик популярности которой пришёлся на начало XIX в. Шедевры оперного искусства того времени принадлежат творчеству таких композиторов как: Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
Позднее расцвело и балетное искусство, неразрывно связанное с именем Петра Ильича Чайковского, а камерные и симфонические произведения стали самостоятельными представлениями, получив впоследствии мировую известность.
До сих пор мастера русской музыкальной культуры имеют особую ценность не только на Родине, но и за рубежом.
Но не всем по вкусу оперные арии и сложная оркестровая музыка. Поэтому наряду с классикой развивались и другие музыкальные направления, большая часть из которых на много ближе к потребностям русской души. Так появилась русская народная песня, а с ней и множество ансамблей, успешно гастролирующих в этом жанре.
При упоминании о бардовской субкультуре неизменно вспоминается комариный звон, палатка, костёр и песни под гитару.
Эстрада советского периода формировалась под строгим контролем государственной цензуры, поэтому большая часть этой музыки ассоциируется с патриотическим призывом к строительству светлого будущего. Но некоторые душевные композиции всё же прорвались через жёсткий контроль, и теперь их слушает уже не одно поколение.
После развала Советского союза и упразднения цензуры эстрадные деятели получили возможность свободно творить в любых музыкальных жанрах, лишь бы понравиться зрителю. Некоторые проекты были вполне удачны и даже приобрели постоянного слушателя, как например рок-группы, какие-то остались в своей субкультурной среде и не ушли дальше специализированного клуба, а некоторые и вовсе забылись.